стадии психологического консультирования

Стадии психологического консультирования – это периоды, фазы данного процесса, определяемые его актуальными целями.

Обычно в литературе, рассмотрение вопроса стадий психологического консультирования подменяется описанием стадий непосредственно консультативной беседы, между тем, это различные понятия.

Какие же стадии психологического консультирования могут быть выделены и по каким критериям?  Попробуем предложить вариант ответа на данный вопрос.

Итак, стадии психологического консультирования:

  • Подготовительная стадия. Цель: создание условий для осуществления эффективного консультирования. Состоит из 2 этапов.

1.1. Организационный этап – от принятия психологом решения об оказании услуг по психологическому консультированию до первичного обращения клиента.  Играет очень важную роль, поскольку на ней решаются вопросы выбора направлений консультирования, каналов распространения информации, способов контакта и условий приема.

1.2. Этап получения первичной информации.  Клиент записывается на консультацию и предоставляет первичную информацию о себе и заявляемой проблеме.

  •  Основная стадия. Цель: оказание клиенту содействия в формировании рабочего запроса и получении конкретного результата.

2.1.  Этап установления первичного контакта и формирование рабочих отношений. На нем клиент знакомится с психологом и рассказывает о своей проблеме. Также крайне важен, поскольку определяет дальнейший успех либо неуспех работы. Задачи данного этапа – формирование аттракции (притяжения, расположения), создание ролевого раппорта с клиентом и установление рабочих отношений.

2.2. Этап анализа проблемы и  формирование рабочего запроса. Клиент и психолог выходят на конкретный рабочий запрос. (Что конкретно клиент желает получить в результате консультирования и как он поймет, что достиг результата).

2.3. Этап заключения консультативного контракта. Перед непосредственным началом работы клиент и психолог договариваются о порядке, объеме и графике работы, а также разграничении ответственности. Психолог отвечает за создание «терапевтической среды» и использование специальных знаний, умений и навыков для оказания содействия консультируемому. Клиент отвечает за выполнение в полном объеме данных специалистом  рекомендаций, активную работу над реализацией запроса и результаты изменений.

2.4. Рабочий этап. Цель: достижение конкретного результата. Осуществляется совместная деятельность психолога и клиента для получения результата. Психологом используется конкретный арсенал техник, средств и методов консультирования, при получении дополнительной информации в первоначальный запрос вносятся необходимые коррективы. Важно поддержание рабочих отношений, при которых клиент правильно понимает свою роль в процессе консультирования, раскрывается и предоставляет необходимую информацию о себе,  верит в достижение положительного результата, активен и мотивирован к сотрудничеству.

Проводится проверка результата на экологичность. 

  • Завершающая стадия.

3.1. Этап завершения консультирования и получения рекомендаций. Психолог и клиент  принимают решение о завершении работы. Клиенту даются рекомендации по поддержанию оптимального состояния и дальнейших действиях.

3.2 Контрольный этап. Через оговариваемый период времени клиент информирует психолога о ситуации, рассказывает, насколько стабильны и экологичны оказались произошедшие изменения, при необходимости планируется продолжение работы.

Таким образом, стадии психологического консультирования при обеспечении их последовательного прохождения и успешном достижении целей каждого этапа позволяют  достигать положительных результатов.